Skip to content

Анонсы. Результаты. Ремонт сайта

Триумф провинциального тренера Судьба Николая Толкачева при жизни и после была непростой

Владимир Зельманович Шувал — ветеран спорта, автор и издатель ряда книг об известных владимирцах не только в стране, но и во всем мире, благодаря победам на олимпиадах, чемпионатах мира и других престижных соревнованиях. Владимир Шувал сейчас работает над книгой о тандеме, который вошел в историю владимирского спорта. Его составили выдающийся тренер Николай Григорьевич Толкачев и многократный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Николай Ефимович Андрианов. Определенный импульс беседе владимирского журналиста Александра Клыгина с Владимиром Шувалом придала инициатива создать во Владимире сквер имени знаменитого гимнаста и поставить ему памятник.

Владимир Зельманович, 2014-й год богат на знаменательные даты, связанные с владимирской гимнастикой…

— Это действительно так. 21 марта была очередная, третья годовщина, ухода из жизни выдающегося гимнаста XX века Николая Андрианова. Хорошо, что местные власти поддержали организацию сквера его имени, намереваются установить там памятник. Только вот почему за народные деньги, ведь он принес городу и стране столько побед? Неужели государство не обязано воздать должное за заслуги?! Между прочим, сам Андрианов при жизни противился всякому его возвеличиванию. Как и Толкачев, которому не удосужились присвоить не только звание Почетного гражданина области, но даже города Владимира!

Перед 50-летним юбилеем сам задавался подобным вопросом, когда брал очередное интервью у Андрианова. Дело в том, что в планах празднования записали: «…переименовать Спортивный переулок в имени Николая Андрианова». ?? нтересовало — как он сам к этой инициативе относится. Он ответил, нисколько не задумываясь: «Для меня это не столь существенно. Важнее — другое: как поднять гимнастику на должный уровень, как отвлечь детей от улицы и помочь им стать достойными гражданами нашей страны…»

Он, полагаю, на счет первого заблуждался, вероятно, по причине своей скромности. Память о выдающихся людях нужна. Улицы, площади, названные в честь именитых горожан, составляют главную историю города. Поражен другим, как и ветеран художественной гимнастики Любовь Толкачева: удивительно, что решили увековечить память Коли так странно! Назвали сквер его именем у дома 34 по улице Фрунзе, где он никогда и не жил. Жил он в 32-м доме. Видимо, место выбрали потому, что сквер рядом с центральной улицей Владимира…

11 июня — 30 лет, как не стало Николая Толкачева, с 1965 года возглавлявшего спортивную школу по гимнастике.

После его ухода СДЮШОР по спортивной гимнастике носит это имя, на фасаде – мемориальная доска в его честь. Усилиями Любови Николаевны Толкачевой много лет назад был учрежден Кубок по художественной гимнастике имени Н.Г.Толкачева. Потом создали второй – по спортивной гимнастике. Участники и гости соревнований наверняка интересуются, чье имя носят эти ответственные квалификационные, то есть с правом присуждения спортивных категорий, соревнования. Между прочим, многие Толкачева в столичной гимнастической «элите» считали «чужаком». Он это прекрасно понимал и чувствовал. Но важнее считал другое: предназначение жизни – воспитать олимпийского чемпиона, который победит японцев, восстановит былое могущество отечественного спорта. Его боготворил тогдашний мэр Владимира Роберт Карлович Магазин, но недолюбливали высокие чины владимирского обкома КПСС. ?? менно эти люди приложили силы, чтобы Толкачева сняли с должности директора школы, чуть ли не с позором. Не вышло! После скоропостижной безвременной смерти Николая Григорьевича похоронили на престижной аллее славы улыбышевского кладбища, хотя чинов и званий он не имел. Начальство в последний (слишком последний!) момент одумалось.

Завистники всегда преследуют талантливых и успешных. ?? м, увы, это удается. Тем не менее, в памяти остаются не они, а те, кто создают славу Отечества. При всем старании городских властей увековечить память Андрианова непонятно, почему «усекли» название остановки общественного транспорта – теперь она называется просто «Гимнастическая школа». Без всякого упоминания имени Толкачева! Короче звучит название остановки? А стоит ли это «обрезание» памяти великого, выдающегося человека?!

Чуть более полувека назад, первого апреля 1964 года, чета Толкачевых — тренеров по гимнастике приехала во Владимир. Они создали владимирскую школу гимнастики – спортивную Толкачев, художественную — Толкачева.

«Чудесное» образование тандема Толкачев-Андрианов случилось 29 марта 1964-го. ?? менно тогда произошла встреча двух Николаев – Толкачева и Андрианова, ознаменовавшая дальнейшую феерию великих мировых побед отечественной гимнастики. Не секрет: именно это позволило городу Владимиру стать известным на планете не только как древнерусской столице с соборами, украшенными фресками Рублева…

 Расскажите, с чем связан Ваш многолетний интерес к тандему Толкачев-Андрианов …

В 2002 года вышла моя книга «Грани Владимирского футбола ХХ века». В 2009 году я вместе с известным владимирским журналистом и редактором Вячесловым Чировым, с которым мы вместе работали в конце шестидесятых годов прошлого века в редакции областной молодежной газеты «Комсомольская искра», издали книгу «Эпоха Прокуророва».

Книгу о Толкачеве и Андрианове, рукопись которой в черновом варианте сегодня почти готова, мы начинали с владимирским журналистом Валерием Уколовым... К сожалению, в феврале прошлого года Валерий Павлович ушел из жизни. Не так давно ему исполнилось бы 65 лет!

Насколько мне известно, Вы закончили Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта по специализации «футбол». С гимнастикой это на разных, так сказать, полюсах. Почему вдруг появился такой интерес к гимнастике?

В марте 2011 года после тяжелой и, как сегодня известно, неизлечимой в мире болезни, умер Николай Андрианов. К годовщине со дня смерти мы с Валерием Уколовым попытались издать небольшую брошюрку, но почти сразу отказались от этой затеи. Писать о великом спортсмене, оставляя на втором плане, как делалось все эти годы, его тренера я посчитал кощунством. Я большую часть жизни отдал тренерской работе. ?? не на словах, а на деле знаю, какой бывает этот хлеб. Так уж случилось, что в середине семидесятых годов я был назначен директором областной детско — юношеской спортивной школы. Мой кабинет оказался по адресу ул. Фрунзе (ныне Большая Нижегородская), дом 43. Да, да, именно там с 1964 по 1971 годы находился кабинет Толкачева. ?? менно там он более двух лет жил с семьей в небольшой каморке — напротив своего кабинета. ?? менно там вместе с ним жил сорванец с улицы Варварка Коля Андрианов, которого друзья звали Гаврош.

Последняя моя встреча с Толкачевым была 29 марта 1984 года. В этот день «художницы» спортивной школы Владимира в спортзале завода «Электроприбор», где в то время я работал председателем спортивного клуба «Луч», проводили открытое первенство области по художественной гимнастике. Посмотреть эти соревнования пришел и Николай Григорьевич Толкачев. В тот день я и не предполагал, что через тридцать лет буду писать книгу об этом великом человеке.

11 июня 1984 года заслуженный тренер Советского Союза, первый и единственный в области тренер, награжденный орденом Ленина, ушел из жизни.

Свою будущую книгу Вы называете художественно – документальной повестью. Какими документами Вы пользовались?

Для работы я использовал то, что рассказывал мне Толкачев. Кроме того у меня есть личный дневник Толкачева 1975—1977 годов, много его записей, которые Любовь Николаевна Толкачева передала мне. Одни напечатаны на машинке, другие написаны от руки. Есть письма Толкачева, его графики учебно-тренировочного процесса, грамоты, врученные Толкачеву начиная с Норильска и до 1981 года. Есть его удостоверения. Кроме всего прочего я внимательно просмотрел газету «Советский спорт» за 1952—1984 годы. Я встречался с людьми, которые работали с Толкачевым, с его воспитанниками, в том числе и в Норильске.

Первая публикация об Андрианове появилась в газете «Комсомольская искра» благодаря ныне покойному спортивному журналисту Валерию Чижову, когда Николай Ефимович только-только начал достигать первых высоких результатов. Потом о нем громко заговорила центральная пресса и ТВ страны, мировые средства массовой информации. Его фото на первых полосах печатали крупнейшие периодические издания мира. Достаточно сказать, что японская ежедневная газета «Тюнити» одна из многих японских газет, выходящая в свет два раза в день с утренним тиражом более 2 миллионов экземпляров, а вечерним более миллиона… Как Вы считаете, почему так много написано об Андрианове и почти ничего о Толкачеве?

Потому я и сел за написание книги. В свое время в Советском Союзе, а сейчас и в России, бытует мнение: если побеждает спортсмен, то это его заслуга, а если проигрывает – виноват тренер. Несомненно, что доля заслуг в успехах самого Андрианова велика. За 16 лет занятий спортивной гимнастикой он выполнил огромный объем физической работы. Но если попытаться оценить тот труд, который вложил в него учитель, то это соотношение где-то 40 на 60. Убежден: главным в этом тандеме все-таки был Толкачев. То, что сделал Николай Григорьевич, не удавалось повторить ни одному тренеру в мире.

Да, действительно, в марте 1964 года Толкачев набрал группу уличных мальчишек. Верил, что такие добьются успеха. ?? уже через шесть лет (!!!) — 21-22 февраля 1970 года в Киеве на смотре–конкурсе сильнейших гимнастов СССР Николай Андрианов занимает первое место в вольных упражнениях и третье место в упражнении на коне, а его товарищ по команде — Константин Крупелев (тоже воспитанник Толкачева) становится победителем в упражнении на коне. Чемпион мира и Олимпийских игр Михаил Воронин был вторым в вольных упражнениях и в упражнении на коне. Это был триумф провинциального тренера.

Прошел год, и Андрианов уже бронзовый призер чемпионата Европы в многоборье и чемпион Европы в вольных упражнениях.

1972 год принес новые победы. Андрианов, абсолютный чемпион Советского Союза и обладатель Кубка СССР, «положил на лопатки» титуловеньнейших отечественных спортивных гимнастов — и Воронина, и Клименко, а на Олимпийских играх в Мюнхене стал чемпионом в вольных упражнениях.

Вот, что написал о Толкачеве прославленный гимнаст Михаил Воронин: «Кое в каких специальных, технических, вопросах Толкачев, на мой взгляд, разбирался слабовато. Но это с лихвой восполнялось главным для тренера и очень редким даром — умением предвидеть завтрашний день, как своего ученика, так и самой гимнастики. Комбинации, которые Николай Григорьевич придумал и поставил Николаю, когда тот был еще совсем мальчишкой, долгие годы оставались ультрасовременными. Только вовремя обновляй отдельные детальки…»

Судьба Толкачева если ни странна, то полна некоторых загадок. Был, к слову, ныне покойный некий владимирский автор, «утверждавший всуе» в изданной им книге, что Толкачев – чуть ли не бывший уголовник. ?? даже «сидел» в Норильске…

Это – неправда. Поясняю. Николай Григорьевич родился 25 октября 1921 года в поселке ?? шим Тюменской области. Его мать стала инвалидом в результате несчастного случая – рука случайно попала на фабрике в ткацкий станок. Отец погиб в гражданскую войну. Так, Коля в восьмилетним возрасте, стал старшим мужчиной в семье. Кроме матери-инвалида на хрупких плечах мальчика оказались еще младшие брат Валентин и сестренка Галина. Дядя, родной брат матери, помог семье Толкачевых перебраться в городок Усть-?? шим соседней Омской области, что в двухстах километрах от ?? шима.

После школы, которую Николай окончил с отличием, он без особого труда поступил в Омское летное училище. Его кумиром, как и многих мальчишек того времени, был Валерий Чкалов. Учился курсант Толкачев прилежно, отлично успевая в теории и заметно выделяясь на практических занятиях, что не очень нравилось некоторым сокурсникам. Уже в те юные годы у него появились завистники. Есть документальные свидетельства о том, что 15 июня 1941 года после очередных тренировочных полетов, когда перед сном будущие летчики обычно забивали в домино «козла», разговоры велись только на военные темы. Кто-то начал говорить о предстоящей войне. Другой раззадорил курсантов тем, что они пока без инструкторов, как «слепые котята». Вот тогда и «дернуло» Толкачева сказать, что он готов хоть сей момент подняться в воздух на самолете без инструктора. Курсанты пытались отговорить его, но руки спорщиков уже были разбиты. ?? Толкачев пошел к машине. Он взлетел следом за гражданским самолетом, чтобы за шумом его двигателей остаться незамеченным. Минут через двадцать бесшумно спланировал на аэродром и довольный направился к товарищам. Но там его уже ждал офицер особого отдела с двумя автоматчиками. Трибунал состоялся 25 июня. Толкачев был исключен из партии и отчислен из училища. В тот же день молодой военлет оказался … на фронте! Но – в составе штрафного батальона, правда, для летчиков.

В тех частях, между прочим, летчикам не давали парашютов, так что они каждый боевой вылет рисковали жизнью. В «обычную» часть из штрафной Толкачева за героизм и мужество перевели вскоре после выхода «Положения о штрафных батальонах действующей армии», подписанного 26 сентября 1942 года заместителем Народного Комиссара Обороны генералом армии Г.К. Жуковым. Победу Толкачев встретил в Польше. За подвиги в годы войны Н.Г. Толкачев был награжден орденами Славы и Красной Звезды.

Да, он жил очень много лет в Норильске. Но по собственному желанию. После войны волею случая Толкачев поступил в столичный институт физкультуры. ?? менно в студенческие годы его целиком поглотила гимнастика, появился новый кумир – прославленный отечественный спортивный гимнаст Борис Шахлин. Тогда же Толкачев начал вести дневники. Он скрупулезно отмечал не только текущие события, но и делал подробные записи с важных соревнований по гимнастике, особенно тщательно «выписывая» технику исполнения тех или иных упражнений. Так рождался талантливый тренер, педагог, психолог. После окончания института Толкачев распределился в столицу Северо-Осетинской АССР Орджоникидзе преподавателем физвоспитания Горно-металлургического института. Работа не приносила удовлетворения. Он хотел тренировать гимнастов. Мечтал воспитать второго Шахлина, который принесет славу СССР. Так он оказался в Норильске. Там была вакансия завуча в комплексной школе с совмещением работы тренером по художественной гимнастике. Накануне переезда Толкачеву исполнилось 33 года. За годы работы там он многого добился. К слову, команда школы становилась неоднократным призером краевых соревнований.

 Что Вы думаете о необходимости увековечивания памяти Николая Григорьевича Толкачева?

Почившим не до памяти, однако живым современникам стоит хотя бы надгробный памятник привести в порядок. ?? это – дело чести государства и местной власти.

?? сточник: molva33.ru

 

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Twitter
  • Facebook
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Blogger
  • Digg
  • Мой Мир
  • RSS
  • Одноклассники

Posted in Пресс-центр.

Метки: .

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Триумф провинциального тренера Судьба Николая Толкачева при жизни и после была непростойСпорт 33 региона


0 Responses

Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.



Some HTML is OK

or, reply to this post via trackback.