19 июля 1980 г. весь мир, прильнув к телевизорам, слушал олимпийскую клятву, которую от имени всех спортсменов мира произносил абсолютный чемпион Олимпийских игр по спортивной гимнастике владимирский спортсмен Николай Андрианов. Он был визитной карточкой на Московской Олимпиаде. Эта олимпиада была для него третьей.
Прошло 35 лет с этого знаменательного события. Что изменилось за эти годы? Об этом мы решили поговорить с другом Николая Ефимовича Андрианова Владимиром Леонидовичем Чихачевым.
– Владимир Леонидович, вы можете вспомнить о Московской Олимпиаде что-то такое, о чем неизвестно широкому кругу людей?
– Могу. Во–первых, Андрианов выступал с олимпийской клятвой перед выключенным микрофоном. Он не знал, чья это была инициатива, но ему пришлось попотеть, чтобы научиться открывать рот в соответствии с заранее сделанной записью. Но это еще не всё. Он стоял перед микрофоном с туго перебинтованной грудью. За два месяца перед олимпиадой Николай получил тяжелую травму, любого другого гимнаста к соревнованиям бы не допустили доктора. Но Николай не только выступил, но и завоевал две золотые медали. Хотя он и мог бы стать во второй раз абсолютным чемпионом Олимпийских игр, если бы не медвежья услуга старшего тренера Леонида Аркаева, который, поставив в команде выступать последним не капитана Андрианова, а Александра Дитятина, дал тем самым бонус тому еще до соревнований. Я уверен, что на Московской Олимпиаде Николай, выступая с тяжелой травмой, совершил героический поступок.
До олимпиады круглосуточно с ним рядом, меняя друг друга, всё время были какие-то люди из КГБ, но как только завершилась церемония открытия игр, все они куда-то исчезли.
– Какое, на ваш взгляд, самое уникальное достижение Андрианова?
— Он был преданнейшим другом с высочайшей порядочностью, честностью и необычайной скромностью.
Каждый человек ежедневно, многократно получает потоки информации, анализируете и делает выводы в виде слов или поступков. Он умел это делать абсолютно правильно. Выполни его рекомендации — и ты чемпион. Он показал народам мира путь к успеху, и не только в спорте.
Каждый выдающийся спортсмен стремится выиграть как можно больше медалей на главных соревнованиях. Это Кубки мира, чемпионаты мира, Олимпийские игры. За все годы существования спорта у него больше всех медалей участвуя в этих состязаниях. Он 15 раз становился на олимпийский пьедестал почета, двукратный абсолютный обладатель Кубка мира – всё это книга рекордов Гиннеса.
– А каковы успехи Андрианова как тренера?
— За 10 лет, работая старшим тренером молодежной сборной СССР и два года в национальной, используя его методику подготовки спортсменов, не было проиграно командой ни одного международного соревнования и было воспитано 15 чемпионов мира и Олимпийских игр. Он ушел, и победы на этом закончились.
– Как Андрианову работалось в Японии?
— В Японию его пригласил Мицуо Цукахара – пятикратный олимпийский чемпион, с которым на помосте они были непримиримыми соперниками, а вечером после соревнований добрыми друзьями, гуляя вместе по городам разных стран мира. Когда Цукахара узнал о смерти Андрианова, он как истинный друг на пол дня прилетел из Японии во Владимир с маленьким магнитофоном, на могиле у Николая дал всем прослушать две японские песни, которые нравились Николаю и сразу же улетел обратно в Токио. Условия для работы у него были отличные. Андрианов жил в первоклассном отеле в Токио. За ним был постоянно закреплен автомобиль с водителем, бесплатное питание в шикарном ресторане. По телевизору его показывали часто, он был узнаваемым. Если он прогуливался по городу, то каждый второй прохожий кланялся ему. Но как бы хорошо там ни было, ностальгия по Родине держала его на коротком поводке. Чтобы услышать русскую речь, он разговаривал сам с собой, стоя перед зеркалом, любил слушать и петь русские песни, мечтал о жареной картошке, пельменях, сале и селедке, поймать в пруду обычного карася. У него были высокооплачиваемые предложения из Англии, США и других стран мира о переезде, но он мечтал только о возвращении во Владимир. Очень жаль, что признание к Андрианову пришло не у нас в стране.
За восемь лет его работы в Японии воспитанник Николая Ноаи Цукахара с 49-го места на чемпионате Японии выиграл несколько медалей на чемпионатах мира, и стал Олимпийским чемпионом. Мужская сборная Японии с 10-12-го места на международных соревнованиях выиграла золотые олимпийские медали. Японцы – мудрая нация. Они поняли уникальность таланта Андрианова и попросили его почитать лекции для старших тренеров сборных команд по летним видам спорта. ?? каков итог: с 36-го места по количеству командных медалей на Олимпийских играх Япония переместилась на 6-е место, а на Универсиадах с 3-го десятка стала второй вслед за Россией! Это сборная-то Японии со своей крошечной территорией, ежедневными землетрясениями и разными фукусимами. Андрианов был признан лучшим тренером Японии. Таких всех спортивных достижений нет ни у одного человека в мире.
– Почему та методика Андрианова, применяя которую было подготовлено столько чемпионов мира и Олимпийских игр нигде не опубликована?
— У нас никто не просил его это сделать. Его попросили японцы и вот вам результат выступлений их спортсменов на международных соревнованиях.
– А вы знаете эту методику?
— Ее всю знал только Андрианов. Но мы часами с ним разговаривали о ее уникальных моментах.
– А вы помните, как всё начиналось?
— Конечно, помню. Коля жил на Варварке, а я — напротив спортивной школы. Мальчишки с Варварки часто приходили в наш двор. Среди них был и Коля Андрианов. Его все звали «Гаврош». Так мы познакомились, а затем он стал жить сначала в спортшколе, а потом в соседнем доме. Я знал, что у Коли отец умер, когда ему было 7 лет, и что до спортивной школы он с мамой и четырьмя сестричками ютился в одной комнате. До встречи с Толкачевым он был беспризорником и двоечником. Свои первые шаги будущий олимпийский чемпион начинал в низеньком одноэтажном здании, душ был, но только на улице во время дождя, спать можно было в школе, но всю ночь шуршали мыши и крысы, заниматься на перекладине можно было, но пришлось сделать дырку в потолке, чтобы не задевать ногами, а дорожку на вольных упражнениях можно было выполнять только в коридоре. ?? нтересно сравнить те условия с нынешними. Но благодаря своему тренеру Николаю Григорьевичу Толкачеву он преодолел все преграды и через 12 лет, вопреки всем прогнозам специалистов гимнастики, стал олимпийским чемпионом, заставив склонить головы великих японских гимнастов. Он смог подняться с таких низов, до покорителя всех высших мировых титулов в спорте, от обычного дворового хулигана до приема президентов разных стран.
— Владимир Леонидович, в прошлом году вышла книга Владимира Шувала «Триумф провинциального тренера», рассказывающая о жизни Николая Андрианова и его тренере Николае Толкачёве. Ваше мнение о книге?
— ?? з всех книг о спорте, выпущенных владимирскими писателями, – эта лучшая. Она реально отражает события прошлых лет некогда великой владимирской школы гимнастики и ее лидеров. Другие книги В.Шувала так же заслуживают внимания.
– Почему после Олимпиады в Москве Андрианов не стал работать в школе?
— Потому что местная администрация не сделала ему предложение возглавить ее.
– Почему, на ваш взгляд, не могут собрать деньги на памятник для установки его в сквере имени Андрианова?
— Потому что не так много духовных и благодарных людей. ?? з-за этого многие добрые дела остаются незамеченными. Так можно приучить всех заниматься только собой, а это будет беда.
– Как Андрианов относился к своему тренеру Николаю Григорьевичу Толкачеву?
— Андрианов Толкачева считал отцом. Когда Толкачева в 1979 г. уволили с поста директора школы, он был крайне удивлен – создателя лучшей школы мира, тренера пятикратного олимпийского чемпиона. Когда Николай самостоятельно передвигался с большим трудом, он попросил привезти его на могилу Толкачева. Он прощался с ним. Могила его матери находится в метрах ста от Толкачева. До нее он дойти уже не смог, лишь помахал рукой.
– За что его уволили?
— Зима 1979 г. была очень холодной, у многих в городе лопнули отопительные трубы, и в гимнастической школе — тоже. ?? в этом обвинили Толкачева. Он был велик, что не нравилось некоторым чиновникам. С уходом Толкачева великая гимнастика во Владимире стала угасать.
– Толкачев называл их фамилии?
— Мы были в очень добрых с ним отношениях. Я даже бывал у него дома последние годы его жизни, и в беседах он говорил, что «никто не сможет в мире победить владимирскую гимнастику, кроме людей из обкома КПСС Шагова, Хромова и кучки бездарных тренеров во главе со «Стукачком».
– Как на ваш взгляд, Родина оценила успехи Андрианова и его тренера Толкачева?
— Вроде бы, у них есть все высшие награды Родины, но Андрианов жил в пятиэтажном доме в некогда коммунальной квартире из четырех маленьких комнат с длинным коридором, обычный дачный домик в деревне под Владимиром, ездил только на отечественных авто. Но почему в его память нет его бюста во Владимире, что есть в честь выдающихся спортсменов в других городах страны и мира, нет улицы имени Андрианова? Хотя во Владимире есть улицы Бобкова, Горячева, Гуреева, Крайнова, Лескова, Осьмова, Павлика Морозова, Федосеева, Яблочкова – все они чем-то отличились, но все их достижения несравнимы с подвигами Андрианова, и финансовой прибыли от их деятельности городу не было. Нам говорят, что назвать улицу именем Андрианова – это дорого. А может, посчитать, какие миллионы принесли в местный бюджет сотни и тысячи различных сборов приезжих спортсменов и соревнования разного ранга во Владимире, дорогостоящий инвентарь, который под успехи Андрианова выделялся федеральным бюджетом и т.д. ? Владимирцы были горды, что в их городе живет великий спортсмен и тренер. Спасибо федерации гимнастики России, которая оплатила памятник Андрианову на его могиле. Особая благодарность Свете Гавердовской и Андрею Привезенцеву за созданный ими прекрасный фильм о нем, доктору Дугину за самые правильные и честные медицинские рекомендации.
– Почему он не Герой России?
— Вячеслав Фетисов, когда был министром спорта, предложил горспорткомитету подготовить документы на присвоение звания Герой России Андрианову. Ведь достижения нынешних героев (Егоровой, Лазутиной, Карелина) вместе взятых уступают спортдостижениям одного Андрианова. Но эти документы застряли в наградном отделе администрации области из-за наложенного тов. Виноградовым вето. Хочется надеяться на положительное решение по этому вопросу администрации С.Орловой, которая со своими коллегами уже сделала много добрых дел для жителей области.
– В своё время вы были главным организатором празднования пятидесятилетия со дня рождения Андрианова. А как Вы отметили его шестидесятилетие и пятидесятилетие школы в городском Дворце культуры?
— Я был в курсе жизни школы, как познакомился с Николаем в детстве. В этот день я не был во Дворце. Вспомнился тот многолетний школьный негатив, когда в галерее лучших спортсменов и тренеров не нашлось места для фото Толкачева, когда создали невыносимые условия для работы заслуженному тренеру СССР Саше Федорову – воспитателю двукратного абсолютного обладателя Кубка мира, создателю «Владинтерспорта» и построившему свою спортивную школу, а где тот эмоциональный психолог ?? ося, в обязанности которого входило завести всех тренеров и спортсменов, чтобы они буквально бредили гимнастикой. В то время с 6.30 утра и до глубокого вечера, во все каникулы, в выходные дни была очередь к гимнастическим снарядам, а куда делись мудрые соревнования бригад, планы тренеров, законы администрации «чем длиннее отпуск, тем короче зарплата», «если сидишь на тренировке, то будет меньше рабочих часов, чтобы было больше времени отдыхать» и т.д. , кто-то напечатал визитки при жизни Андрианова что он директор школы, спрятал его диагноз, а вдруг кто вылечит… Всё это ужасно омерзительно. Поэтому эти мероприятия в тот день я отмечал с друзьями в ресторане.
– Как уходил из жизни Николай?
— Каждый человек когда-то чем-то болеет. Болезнь мозжечка у него была заложена генетически. Движение большого спорта не давали ей проявляться в более младшем возрасте. В Японии при благоприятнейших условиях для работы он перестал так активно двигаться, как раньше, он как бы расслабился. Болезнь мозжечка начала прогрессировать. В конечном итоге это стало его роковой ошибкой, несмотря на то что я ему неоднократно говорил о необходимости занятий физическими упражнениями всю жизнь. В последнее время жизни он практически уже не мог передвигаться самостоятельно. Всё время круглосуточно с ним находилась его сестра Галя. Великое ей спасибо, что именно она продлила Николаю жизнь еще на несколько лет, ухаживая за ним как за младенцем.
– Как вы оцениваете успехи нынешних владимирских гимнастов в сравнении с 70-ми годами?
— Как легкие брызги из некогда прекрасной бутылки шампанского.
– А Юрий Рязанов?
— Это был бесспорно талантливый гимнаст, но он не был чемпионом мира, Олимпийских игр, обладателем Кубка мира. Николай говорил, что его прогресс в гимнастике мог бы еще быть год-два. Слишком много было сделано тренерских ошибок при его юношеской подготовке, если говорить о его долголетии в спорте.
– Чтобы вы посоветовали тренерам школы?
— Когда Андрианов работал директором, я его спрашивал: почему наши тренеры не одолевают вопросами о гимнастике, о твоей победной методике, как это сделали японцы? Как можно было им упустить такой шанс при таком светиле, когда он был рядом? Надо провести ревизию у тренеров – кто не знает той победной методики Андрианова, зачем тот тренер приходит в спортивный зал. Ведь доходит до абсурда: юного гимнаста спрашивают, что он знает об Андрианове, тот отвечает, что он был мастером спорта — и всё. Тренеры жалуются на низкую зарплату, забывая о том, что она зависит только от них самих. Как можно во время тренировок рассказывать анекдоты коллегам, уходить из зала раньше учеников, ни разу не проанализировав итоги тренировки? Тренер определяется не по тому, как он одет или красиво говорит, а по его характеру на тренировках, как горят его глаза, его эмоции, какой он выдумщик.
?? сточник: tomiks33.ru
0 Responses
Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.